В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Федеральным Законом от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в случае прекращения движения электротранспорта и невозможности выполнения рейса до конечной станции маршрута или изменения маршрута, денежные средства за проезд (наличная и безналичная оплата) пассажирам, услуга по перевозке которым не была оказана полностью, возвращаются (ст.79).
В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажир вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в следующем, за сошедшим с линии, трамвае (троллейбусе).
Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется водителем и кондуктором того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты (ст.53 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. Постановлением Правительства РФ №112 от 14 февраля 2009г).
В соответствии с п. 6 ст. 28 «Закона о защите прав потребителей» требования пассажира не подлежат удовлетворению, если перевозчик докажет, что неоказание услуги в полном объеме по перевозке произошло вследствие непреодолимой силы или по вине пассажира (случайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Согласно договору перевозки это стихийные бедствия, сделавшие невозможным движение по данному маршруту. Отсутствие вины доказывается предприятием-перевозчиком, нарушившим обязательство по договору перевозки.
В соответствии с настоящим положением пассажир, оплативший проезд в электротранспорте посредством транспортной или банковской карты может воспользоваться своим правом на возврат денег, обратившись с заявлением на имя директора МУП «Ульяновскэлектротранс» лично по адресам, указанным ниже (п.6) или в электронном виде на официальном сайте МУП «Ульяновскэлектротранс» уэт73.рф, по факсу (842)227-2250 или почтовым отправлением. К заявлению должен быть приложен оригинал контрольного билета, либо его электронная копия, в случае подачи заявления в электронном виде.
В заявлении о возврате денежных средств за проезд необходимо указать фамилию, имя, отчество, место регистрации (проживания), контактный телефон, дату и время начала простоя (изменения маршрута), наименование и бортовой номер транспортного средства, номер маршрута следования, направление движения, серию и номер билета, дату подачи заявления.
В соответствии с настоящим положением пассажир, оплативший проезд в электротранспорте наличными деньгами может воспользоваться своим правом на возврат денег, обратившись непосредственно к кондуктору (водителю) или с заявлением на имя директора МУП «Ульяновскэлектротранс».
Пассажир, оплативший проезд в электротранспорте посредством транспортной или банковской карты, не вправе обращаться непосредственно к кондуктору (водителю) с требованием о возврате платы за проезд. Кондуктор (водитель) в силу своих должностных полномочий не является распорядителем безналичных денежных средств предприятия, поступивших в качестве оплаты за проезд и провоз ручной клади городским наземным электрическим транспортом. Распорядителем денежных средств является предприятие.
Возврат денежных средств пассажирам (за наличную и безналичную оплату), осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность и оригинала билета по следующим адресам:
- Центральная касса предприятия – ул. Гончарова, д.2
- Касса Северного трамвайного депо – ул. Радищева, д.165
- Касса Засвияжского трамвайного депо - ул. Московское шоссе, д.5
- Касса Заволжского троллейбусного депо – ул. Оренбургская, д.2а.
Возврат денежных средств на транспортную и банковскую карту происходит следующим образом:
- после удовлетворения заявления пассажира о возврате денежных средств директором предприятия в адрес ООО «ЭлТранс» направляется письмо о зачислении денежных средств на указанную в заявлении транспортную или банковскую карты.
Возврат денежных средств пассажиру кондуктором (водителем) осуществляется в следующем порядке:
8.1. Кондуктор (водитель) трамвая (троллейбуса), прервавшего рейс, предлагает пассажирам по приобретённому билету продолжить поездку на следующем трамвае (троллейбусе) без дополнительной оплаты.
8.2. При невозможности продолжить поездку по маршруту, кондуктор (водитель) принимает, проданные билеты от пассажиров и возвращает им деньги за проезд. Деньги выдаются пассажирам под их расписку в «Ведомости по приёму билетов». К возврату принимаются билеты, проданные в трамвае (троллейбусе) за данный рейс до наступления простоя или изменения маршрута непосредственно данным кондуктором (водителем). При обращении пассажиров с билетами, принадлежащими другому кондуктору (водителю) (пересменка или подмена на обед), кондуктор (водитель) не имеет права возвращать денежные средства и обязан разъяснить пассажиру о возможности возврата денежных средств по адресам, указанным выше (п.6).